Конструктивные параметры ЛЭП

Как и любое инженерное сооружение, воздушные линии электропередач имеют свои специфические конструктивные характеристики. К ним в первую очередь можно отнести длину пролетов, стрелу провеса, расстояние от провода до поверхности земли или до любых других строений или объектов, над которыми проходит линия, то есть ее габариты. Рассмотрим же более подробно каждый из этих параметров.

Длинна пролета составляет расстояние между двумя соседними промежуточными опорами ЛЭП. Эта характеристика напрямую зависит от напряжения на линии: для ЛЭП с напряжением 0,4 кВ она составляет от 30 до 50 метров. Более точно можно определить эту величину, зная тип используемых опор, марку и сечение провода, а в некоторых случаях и природные условия данной местности.

Стрела провеса — один из конструктивных параметров воздушных линий электропередач, представляющий собой вертикальную прямую, проведенную от воображаемой линии соединения точек крепления проводов на соседних опорах до нижней точки провисания проводов между этими опорами. Фактически, эта величина также зависит от типа опор, марки и сечения провода и климата региона, в котором проведена линия электропередачи.

Габарит воздушной линии элетропередач представляет собой наименьшее существующее расстояние от проводов в каждом пролете до земли или любых других природных объектов, построек или сооружений. Эти параметры строго регаментируются специальной документацией и напрямую зависят от напряжения на линии и того, насколько часто эту местность посещают люди. В густонаселенной местности минимальное расстояние от проводов до поверхности земли должно составлять 6 м, в труднодоступной и безлюдной местности этот показатель уменьшается до 3,5 м, а в некоторых районах, где нет никакой вероятности, что поблизости

ЛЭП могут оказаться люди, — до 1 м. Следует отметить, что недопустимым является проведение линии электропередач над зданиями. Горизонтальное расстояние до зданий и сооружений должно быть не менее 1,5 м, а если линия проходит параллельно глухой стене объекта, то допускается расстояние в 1 м.

Прохождение линии электропередач по лесистой местности и прочим насаждениям предусматривает расстояние не меньше 1 м то кроны дерева до провода при условии наибольшей стрелы провеса. Расположение опор ЛЭП предусмотрено на расстоянии 1 м от трубопровода, 2 м — от канализационных колодцев, 1 м — от бензоколонок и заправок, от 0,5 до 1 м — от места расположения силовых кабелей. Не рекомендуется пересечение ЛЭП с реками, пригодными для судоплавания.

Если же река не используется для судоходства и замерзает в зимний период, то габарит ЛЭП должен составлять более 2 метров от наивысшего возможного уровня воды и 6 м — от уровня льда. Опоры ЛЭП разрешается располагать относительно реки на расстоянии, соответствующем высоте самой опоры.

Часто воздушные ЛЭП пересекаются с линиями связи. В этом случае провода электропередач всегда располагаются выше, а расстояние между ними и проводом связи должно составлять минимум 1,25 м. Такие пересечения допускаются только в пролетах, при этом на таком участке используются анкерные опоры ЛЭП.

Минимально возможное расстояние при сближении воздушной ЛЭП и линии связи — 1,5 — 2 м. Особое внимание уделяется участкам пересечения ЛЭП и железнодорожных магистралей или автомобильных дорог. Неэлектрофицированные железные дороги требуют использования анкерных переходных опор ЛЭП, а электрифицированные дороги пересекают с использованием кабельной вставки. Угол пересечения в любом случае должен быть максимально близок к 90⁰.

Автомобильные трассы, в зависимости от их категории, можно пересекать с использованием анкерных или промежуточных опор. При этом габарит этого участка ЛЭП должен составлять 7-8 м.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что конструктивные параметры воздушной линии электропередач определяют не только эффективную ее работу, но и обеспечивают безопасность окружающих объектов и населения данного района. Поэтому при строительстве ЛЭП необходим неукоснительно следовать данным рекомендациям.